НРОО инвалидов "МиРа"
Жизнь прекрасна…

Жизнь прекрасна…

Когда предложили экскурсию в Музей погребальной культуры, члены организации дискутировали — нужно ли это? Любопытство и желание побывать в единственном и крупнейшем в мире музее смерти взяло верх.

Руководство Новосибирского крематория, на территории которого размещается мемориальный Парк памяти, предоставило для членов организации свой транспорт. Встречала мировцев директор музея Татьяна Якушина:

— Отрадно, что люди с ограниченными возможностями здоровья не побоялись приехать в музей на экскурсию. Большинство новосибирцев не решаются посещать наши экспозиции, думая, что это страшно и неприятно. Однако те, кто сюда приезжают, покидают заведение культуры с благодарностью, с желанием продолжать жить, радоваться каждому новому дню. Посетители начинают менять представление о смерти.

Экспозиции музея расположены в трех больших залах и под открытым небом на территории Новосибирского Парка памяти. Период охвата — со времен Королевы Виктории (Викторианская эпоха траурного этикета и протокола) и до наших дней. По словам Татьяны Якушиной, основатель музея, президент международной выставки «Некрополь», академик Европейской академии естественных наук и вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев, новосибирский предприниматель Сергей Борисович Якушин собирал коллекцию экспонатов музея на протяжении 20 лет. «Цель создания музея — нормализация мемориальной культуры российского общества», — продолжает рассказ директор учреждения Татьяна Якушина:

— Аналогичные музеи работают в Германии, Австрии и Америке. Отражают только местную культуру захоронения. В нашем музее представлена культовая система ритуальных обрядов не только народов, населяющих Россию, но и мировая обрядовая похоронная культура. Человеку невозможно объехать все страны, чтобы самостоятельно изучить эту тему. Наш музей старается преподать это в едином пространстве.

Новосибирский Музей мирового погребального искусства входит в международную ассоциацию музеев смерти и включен в программу сохранения мирового наследия похоронной культуры при ЮНЕСКО. Основу коллекции составляют экспонаты XIX — начала XX веков. Она содержит десятки тысяч предметов, среди которых свыше 200 траурных платьев XIX века, модели и оригинальные экземпляры катафалков разных стран, около 10000 гравюр похоронной тематики, порядка 1000 картин и скульптур, а также около 9000 фотографий и 11000 открыток. В музее хранятся различные образцы официальных документов, заключений судебной экспертизы, листовки, некрологи, фирменные бланки, и т. п. Документальный фонд составляет почти 6000 экспонатов. Представляют интерес разделы, посвященные кладбищенской архитектуре.

Покидали музей с каким-то особенным, переосмысленным чувством — жизнь прекрасна, но не проста. О том, насколько удивителен этот дар свыше, мы порой забываем.

Наталья Вылцан, член организации:

— Когда узнала об этой экскурсии удивилась — что можно там увидеть? Страха не было, к смерти отношусь философски. Люди рождаются и умирают — это естественный процесс. Скорее одолевало любопытство — как эту тему представляют на всеобщее обозрение? Никак не ожидала, что в музее будет такое количество экспонатов: ритуальные наряды, всевозможные украшения, заслуживающие внимания рассказы экскурсовода. Занимаясь народно-прикладным творчеством, нашла для себя много интересного и необычного: уникальные кружева, бисер из полудрагоценных камней, даже украшения из волос умерших людей. Фотографировала интересующие экспозиции. Было неожиданно, что в Музее всемирного погребального искусства найдется столько интересных вещей. Спасибо устроителям музея — все очень познавательно.

Наталья Юдина, член организации:

— Поразило отношение сотрудников музея к посетителям. Вежливые, эрудированные и внимательные люди. Когда экскурсия закончилась, а длилась она около трех часов, всех напоили чаем с печеньем и пряниками. Знакомые удивлялись, почему ходила в музей дважды? А я не жалею — музей единственный не только в России, но и во всем мире. Как такое не увидеть? При неординарной и сложной теме сразу столько всего прекрасного и удивительного в одном месте. Эта тема почти ни кем не освещается и у большинства людей находится за гранью понимания. Музей открывает завесу этой тайны.

Александр Белотелов